Антверпен расположен в северной, фламандской части Бельгии, на правом, восточном берегу реки Шельды. Исторический центр города, где сосредоточены многочисленные достопримечательности Антверпена, расположен восточнее замка Стен, выстроенного в 1520 г. на правом берегу Шельды, на месте средневекового форта (1200-25 гг.).
В XIX в. замок был почти до основания разрушен, но позднее отстроен заново. Ныне в его стенах находится Национальный морской музей, повествующий об истории мореплавания, судостроении, буднях средневековых портов. Здесь же выставлены превосходные модели кораблей.
Центр исторического города и главная достопримечательность Антверпена – площадь Гроте-Маркт (Большой рынок), посреди которой красуется фонтан со статуей римского воина Сильвия Брабона. Доблестный герой держит отрубленную руку злобного великана Антигона, грабившего торговые суда на Шельде.
Над площадью доминирует здание ратуши (1561-65 гг.), в чьём пышном облике сочетаются фламандская готика и итальянский ренессанс. Северную сторону рынка занимают богато декорированные дома гильдий (ХVI-ХVII вв.), но наибольшее впечатление производит огромный семинефный готический собор Девы Марии, строившийся с 1352 по 1521 годы.
Над собором возвышается 123-метровая башня, украшенная множеством архитектурных деталей. Богато декорированный деревянный алтарь, как и всё убранство храма, выполнен в стиле барокко, т.к. его оригинальный готический интерьер сильно пострадал от пожара 1533 г. и был безвозвратно утрачен во время протестантских волнений (1566 г.).
Подлинная гордость собора и своего рода достопримечательности Антверпена – четыре знаменитых полотна Питера Пауэла Рубенса: "Снятие с креста", "Вознесение", "Воскресение" и "Воздвижение креста".
Необычную черту в портрет старого Антверпена вносит Дом мясников (1504 г.), фасад которого, выложенный рядами красного кирпича и белого камня, придает ему сходство с аппетитным кусочком бекона. Ныне здесь демонстрируются коллекции предметов прикладного искусства, музыкальных инструментов (в т. ч. арф и клавикордов, которыми в прошлом славился Антверпен), военного снаряжения, а также нумизматические, этнографические и исторические собрания.
Здесь же хранится любопытная коллекция картин, среди которых и полотно неизвестного художника "Испанское бешенство" – впечатляющий образ испанских зверств в Антверпене в 1576 г. К северу от Гроте-Маркт стоит доминиканская церковь св. Павла, изначально позднеготи-ческая (1517-71 гг.), а в середине XVII в. перестроенная в стиле барокко.
Черты готики и барокко заметны и в облике построенной в 1491 – 1659 гг. церкви св. Якоба, в которой когда-то хоронили знатных горожан, в т. ч. П. Рубенса. Из многочисленных площадей заслуживает внимания Гроенплац – в прошлом городское кладбище, а ныне зелёный оазис, окружённый барами и кафе.
На этой площади, которую несомненно можно назвать кладезью легендарных достопримечательностей Антверпена, стоит и памятник самому знаменитому жителю второго по величине города Бельгии – Питеру Пауэлу Рубенсу. Питер Пауэл Рубенс жил в Антверпене в 1589-1600 гг., а, вернувшись в 1608 г. из поездки по Италии и Испании, решил навсегда обосноваться в этом городе. Художник пользовался столь широким признанием, что смог собрать деньги на строительство собственного просторного дома {"КRubenshuis").
Насладившись великолепием исторических и культурных памятников, гости Антверпена охотно заглядывают в район богатых особняков Цуренборг, расположенный неподалёку от Старого города и знаменитый своей уникальной архитектурой.
Антверпен, как и Амстердам, является главным центром обработки (огранки) алмазов и торговли бриллиантами. Гранильные мастерские сосредоточены в бывшем еврейском квартале. Здесь же находится Музей бриллиантов. Сегодня, как и в прошлом, Антверпен входит в число крупных финансово-торговых центров.
Здесь находятся штаб-квартиры ведущих банков, проводятся международные выставки, ярмарки и конгрессы.