home СТРАНЫ /  Португалия /  Города и Курорты Португалии /  Порту /  Достопримечательности Порто

Достопримечательности Порто

АРХИВНАЯ СТРАНИЦА

Исторический центр Порту достаточно компактен, и город лучше всего осматривать пешком. Тем более, что узенькие крутые, часто переходящие в лестницы, улочки кварталов, примыкающих к реке в районе кафедрального собора, практически недоступны для автомобильного транспорта. Лучше всего начинать знакомство с Порту от кафедрального собора, от которого открывается прекрасный вид на противоположный берег Доуру.

Исторический центр Порту достаточно компактен, и город лучше всего осматривать пешком. Тем более, что узенькие крутые, часто переходящие в лестницы, улочки кварталов, примыкающих к реке в районе кафедрального собора, практически недоступны для автомобильного транспорта. Лучше всего начинать знакомство с Порту от кафедрального собора, от которого открывается прекрасный вид на противоположный берег Доуру.

Величественный свинцово-серый кафедральный собор – Се – расположен на самой вершине холма. Он был построен в XII веке как церковь-крепость – его сооружение начал первый епископ города Угу, под руководством которого велось возведение и первых защитных стен Порту. Затем собор столько раз перестраивался, что утратил следы единого стиля. Возраст собора выдают его колокольни, которые и придают ему вид крепости.

Сохранилась романская роза на фасаде, а сам портал относится к XVIII веку. Внешняя крытая галерея в стиле барокко – поздняя пристройка к северной стороне – приписывается Николо Назони. Мрачный интерьер был модернизирован в XVII-XVIII веках. Самым дорогим объектом собора является барочный алтарь небольшой капеллы, на сооружение которого пошло 800 килограммов серебра. Его удалось спасти от французов в 1809 году благодаря тому, что его скрыли быстро сооруженной перед ним стеной из штукатурки. Еще больше впечатляет небольшой готический внутренний дворик (клауштру) XIV века с прекрасными азулежу в стиле рококо.

Группа соседних зданий включает великолепный Епископский дворец, который, выделяясь своими шестидесятиметровым фасадом и барочной архитектурой, словно висит над ярусами разномастных домов и домишек. Как и собор, он был построен в XII веке, а его размеры отражают роль епископа в Порту тех времен. Нынешний внешний вид дворца – результат перестройки в XVIII веке под руководством, предполагается, того же Назони.

Этот архитектор итальянского происхождения был крупнейшим зодчим Португалии в 18 веке. Его творением является и расположенный на улочке, огибающей восточную сторону собора, Дом-музей Герра Жункейру (Rua de Dom Hugo, 32 10:00-12:30/14:00-17:30, по выходным 14:00-18:00).

В этом элегантном здании, подлинном сокровище барокко 18 века, в котором долгое время жил португальский поэт-сатирик и рьяный республиканец Абилиу Герра Жункейру (1850-1923 гг.), сохраняется все, что связано с его жизнью и наследием. Из уютного двора посетители попадают в помещения, где располагается частная коллекция поэта – португальская мебель, редкая керамика, гобелены из Фландрии, два прекрасных собрания бронзовой и серебряной посуды.

На этой улице (у дома № 5) также можно увидеть часть первой средневековой городской стены. Маленькая церковь Санта-Клара XV века (Largo 1 de Dezembro) сохранила ренессансный портал, а внутри сплошь украшена позолоченной резьбой в стиле барокко.

Внизу, прямо за собором к гранитной скале прилепились поднимающиеся уступами от набережной старые кварталы. Это Байрру-да-Се, беднейший, но самый живописный квартал города. Старый город в Порту меньше, чем в Лиссабоне, но лабиринт его улиц еще более причудлив и запутан. На его узких темных проулках, напоминающих порой проходные дворы, пяти- и шестиэтажные дома стоят так близко друг к другу, что, кажется, соприкасаются балконами.

Повсюду развешено белье. Простой люд, что обитал в Байрру-да-Се, жил портом. Поэтому, когда в 60-е годы гавань перенесли с реки на открытый океан, стала приходить в упадок и вся тамошняя жизнь. Однако с тех пор, как этот старый квартал получил статус охранной зоны, здесь осуществляется проект Европейского Союза по «всеобъемлющей санации». Над кварталом появились башенные краны. Планируется не только обновить местный жилищный фонд, но и вдохнуть новую жизнь в исторический центр города.

Внизу, на Каиш-да-Рибейра, живописной набережной с пестрыми фасадами, многие дома отреставрированы, перед ними вытянулись многочисленные кафе и рестораны, некоторые из них вынесли свои столики прямо к парапету.

Здесь внизу, у Доуру, в бывшем портовом квартале, бедность и богатство существовали совсем рядом.

На улице Rua do Infante Dom Henrique (раньше она называлась Rua dos Ingleses – «Улица англичан») стоит обратить внимание на дом, известный как «Каза-ду-Инфанте» («Дом принца Энрике»). Над входом в это типичное для XVI века строение, которое служило королевской таможней, можно увидеть табличку 1894 года, утверждающую, что именно здесь 500 лет тому назад родился принц Энрике. Правда, скорее сын короля Жуана I родился во дворце, который стоял в этом же районе, но был снесен.

Немного выше (Rua do Infante Dom Henrique, 8) расположено солидное здание 1790 года, известное, как «Фейтория Инглеза» («Английская фактория»). В этот своеобразный закрытый клуб купеческой аристократии попасть можно лишь по приглашению кого-то из членов Британской ассоциации поставщиков портвейна. А женщина впервые оказалась в этом здании в 1843 году.

Английские купцы издавна чувствовали себя в Порту как у себя дома. Еще и сегодня в городе ощущается британское влияние, корни которого в договоре с Англией 1703 года, который открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор многие крупные виноторговые фирмы здесь носят английские имена. Говорят, даже гитару – без которой немыслимо «фаду» – тоже завезли в Порту английские купцы и моряки.

Неподалеку, на улице Rua Ferreira Borges располагается одно из самых известных зданий города Биржа (с ноября по март 09:00-13:00/14:00-18:00, с апреля по октябрь 09:00-19:00, закрыта по праздникам). Неслучайно, по-португальски это здание именуется Паласиу-да-Болса («Биржевой дворец»). Его построили городские купцы в 1842 году на месте монастыря Сан-Франсишку. Биржа представляет собой прекрасный пример неоклассической архитектуры второй половины XIX века, поражая богатой отделкой интерьеров.

Самая роскошная комната – «Арабский зал», которую сравнивают со дворцом Альгамбра в Испании, напоминает своими роскошными золотыми арабесками картину из «Тысячи и одной ночи». Еще одна жемчужина дворца – Патиу-даж-Насойш («Патио наций»). На стенах там можно увидеть гербы всех стран, с которыми торговал город. Есть среди них и российский герб – настоящий портвейн всегда пользовался успехом у наших соотечественников.

Рядом находится церковь Сан-Франсишку (Rua da Bolsa, 7), построенная около 1400 года в готическом стиле. Однако, поражает она, прежде всего, своим барочным интерьером XVII-XVIII веков и является, вероятно, самой красивой в Порту: внутри она богато украшена позолоченной деревянной резьбой. Hа золочение алтаря, колонн, резных украшений пошло 370 килограммов золота. Особенно впечатляет алтарь и в частности знаменитое «Древо Иессея», представляющее собой скульптурную родословную Христа. Можно также посетить катакомбы и осмотреть сокровища монастыря, который был разрушен в 1832 году.

Размещенный в импозантном дворце XVIII века Музей Этнографии и истории (Largo de São João Novo 11), знакомит с жизнью и обычаями долины Доуру. Представлены также местные археологические находки и всякие диковинки, как, например, первый лифт города (1910 г.). Рядом с парком Кордоария, популярным у студентов из близлежащего университета, поднимается башня Клеригуш (Torre dos Clerigos - улица Rua São Felipe Neri), одно из самых приметных сооружений города.

Торре-душ-Клеригуш является самой высокой церковной башней Португалии и служит символом Порту. Высота ее 75 метров, и она долгие годы была хорошим ориентиром для входа в гавань кораблей торговцев портвейном. Башня и стоящая рядом овальная (первая подобная в стране) церковь Игрежа-душ-Клеригуш построены в середине XVIII века Николо Hазони, который и похоронен в церкви.

Церковь Игрежа-ду-Карму (Igreja do Carmo) на улице Rua do Carmo – типичный пример португальского барокко, была сооружена Жозе Фигейреду Сейшаш в 1750-1768 годах. Самое примечательное в ней – огромное панно из азулежу, покрывающее внешнюю стену. Созданное Силвештру Силвештре, оно изображает основание кармелитского ордена на горе Кармель. Улица Rua dos Clerigos ведет к площади Praça da Liberdade, украшенной конной статуей короля-либерала Педру IV. На север от площади тянется Avenida dos Aliados. Этот проспект с импозантными зданиями конца 19 – начала 20 века, поднимаясь на холм, проходит через деловой центр города и заканчивается зданием муниципалитета постройки 1929-1948 годов с 70-метровой башней. Это – сердце Порту. В ночь на 24 июня здесь проходит красочное гуляние в честь святого Иоанна, покровителя города.

На восточной стороне площади стоит обратить внимание на большое роскошное кафе «Империал» в стиле 1930-х годов. Часть его занимает «Макдоналдс», всемирно известный логотип которого, не смог, однако, потеснить золотые буквы с названием кафе и вынужден скрываться под вывеской «Империал» (такого, говорят жители Порту, нет больше нигде в мире).

Восточнее главной площади города – пешеходная улица Rua Santa Catarina с многочисленными магазинами. На ней же – большой современный торговый центр «Санта-Катарина».

Рядом с Praça da Liberdade находится железнодорожный вокзал Сан-Бенту. Стены холлов вокзала, построенного в начале прошлого столетия на месте монастыря Сан-Бенту-ди-Аве-Мария, украшают картины из 20 тысяч плиток, расписанных художником Жоржи Коласу (1864-1942 гг.) и представляющих одну из самых ярких достижений в технике азулежу XX века.

На огромных бело-синих панно не только изображены картины, связанные с железными дорогами и историей транспорта, но и представлена в ее самых ярких эпизодах едва ли не вся португальская история. Наискосок против вокзала свои великолепные изразцы демонстрирует церковь Конгрегадуш XVII века. Ее фасад целиком покрыт азулежу работы того же Жоржи Коласу. Вообще широкое использование азулежу для внешнего оформления зданий – характерная черта Порту. Вкусы, сформировавшиеся под влиянием реэмигрантов из Бразилии в XVIII веке, определили там стиль, ознаменовавший золотой период в использовании азулежу на фасадах.

Торговые улицы старой части Порту разделены в соответствии со специализацией торговцев. Так, идущая от вокзала Сан-Бенту Rua das Flores была создана в 1521 году по приказу короля Мануэла I как улица золотых и серебряных дел мастеров. Первые этажи ее зданий занимали мастерские ювелиров и магазины, владельцы которых жили над ними. Она по-прежнему сохранила атмосферу прошлых веков – фасады украшены азулежу и балконами из кованого железа, а вывески с названиями магазинов обрамлены богатыми декоративными орнаментами. На ней до сих пор расположены многие ювелирные магазины, в частности известная фирма Педру. А.Баптишта. В середине этого буржуазного квартала стоит церковь Мизерикордия с импозантным барочным фасадом работы Hиколо Hазони.

При церкви находится Санта-Каза-да-Мизерикордия, дом милосердия, основанный в XVI веке, а ныне превращенный в музей (Rua das Flores, 5 09:00-12:30/14:00-17:30, закрыт по субботам, воскресеньям и праздникам). Церковь Мизерикордия с 16 века претерпела значительную перестройку в период барокко. Рядом с церковью и ризницей, украшенными прекрасными азулежу XVII века, находится Галерея Благодетелей, где выставлены различная дорогая церковная утварь и произведения искусства. Самое ценное в собрании – прекрасное полотно «Источник жизни» – дар Мануэла I в 1520 году. Предполагают, что его авторами могли быть Ван дер Вейден или Гольбейн.

В Порту повсюду видно богатство, которое хлынуло в город после открытия Бразилии, а затем благодаря торговле портвейном. Боавишта, лежащая к северо-западу от центра города – это район гостиниц, жилых кварталов, магазинов. Центром района служит площадь Praia de Mousinho de Albuquerque, или как ее называют Rotunda da Boavista. Hа ней – любопытный памятник, поставленный в честь победы над Наполеоном. Он представляет собой статую льва (англо-португальские силы), сокрушившего орла (французы). На южной части Ротунды – один из лучших торговых центров города.

Достопримечательности Порту не ограничиваются старой частью города. Hиже по течению Доуру, у самого океана лежит район Фож-ду-Доуру, в котором есть любопытные музеи. Hа побережье океана расположен аванпорт Матозиньюш. Хотя он считается промышленным городом-спутником, его пляжи – популярная зона отдыха горожан. Также он славится своими ресторанами, где готовят блюда из даров моря.

От центра города к океану можно проехать на трамвае. В Порту, как и в Лиссабоне, сохранили несколько маршрутов, по которым ходят старые вагончики. Для туристов наиболее удобен и интересен маршрут № 1. Его конечная остановка находится у церкви Сан-Франсишку недалеко от Биржи, и он идет вдоль Доуру к океану. По пути можно пересесть и на № 18 проехать к Боавишта.

Музей современного искусства Серралвеш (Rua Dom João Castro, 210 10:00-19:00, по четвергам 10:00-22:00, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен в усадьбе Серралвеш, которая спланирована архитектором Алвару Сиза Виейра и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Здание 1930 года в стиле арт-деко с прекрасным парком предоставляют великолепную возможность для демонстрации произведений современного искусства.

Национальный музей Суариш-душ-Рейш (Rua Don Miguel II 10:00-12:30/13:30-18:00, по вторникам 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам), самый большой музей искусств Порту, расположен во дворце Паласиу-даш-Карранкаш XVIII века (Palacio das Carrancas), построенном в стиле неоклассицизма. Он обладает замечательной коллекцией португальской живописи XIX-XX веков. Особого внимания заслуживают работы художников так называемой «Школы Порту» натуралистического периода. Также имеется собрание живописи XVII-XVIII веков и прикладного искусства (керамика, серебро, стекло), как из северной Португалии, так и стран Востока.

Еще один музей Порту, который стоит посетить – это так называемый Романтический музей Кинта-да-Масиейринья (Rua de Entre Quintas, 220 со вторника по четверг 10:00-12:30/14:00-17:30, по пятницам и субботам 10:00-12:30/14:00-18:00, по воскресеньям 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам).

Кинта-да-Масиейринья короткое время была резиденцией сверженного короля Сардинии Карла-Альберта (1798-1849 гг.), который жил здесь последние два месяца своей жизни. В 1972 году верхний этаж особняка был превращен в музей, где представлена коллекция декоративного искусства и различных предметов, принадлежавших сардинскому королю. Комнаты, выходящие на Доуру, украшает французская, немецкая и португальская мебель, а также гобелены, керамика.

Hа первом этаже находится Институт Портвейна. В его баре можно попробовать более 150 видов этого вина, любуясь при этом видом на окрестности Доуру.

Украшением и достопримечательностью Порту служат и мосты через Доуру. Два поселения, давших название стране, – а ныне города Порту и Вила-Hова-де-Гайя, соединяют пять мостов. Самый старый из них – элегантный железнодорожный Понте-де-Дона-Мария-Пиа (Мост Королевы Мария Пия) – в 1877 году был сооружен знаменитым Гюставом Эйфелем, воплотившим при строительстве свои поистине революционные идеи в сочетание металлоконструкций: мост всего в один пролет перешагивает Доуру, нависая над рекой на высоте 60 метров.

Этот мост послужил моделью для другого, сооруженного ассистентом Эйфеля в 1886 году – Понте-де-Дон-Луиш I (Мост Короля Луиша I). Его железная дуга перекрывает 172 метра, имеет высоту 68 метров и несет двухъярусную проезжую часть. С его верхнего яруса открывается прекрасный вид на Порту, на реку и на набережную Вила-Hова-де-Гайя. Самый западный – бетонный мост Понте-да-Аррабида – был построен в 1963 году.

Вила-Hова-де-Гайя (Vila Nova de Gaia)

Этот город, который ныне является частью Большого Порту, возник в результате спора между епископом Порту и королем Афонсу III из-за налогов на торговлю. Хотя законодательство, согласно которому портвейн может изготавливаться только в Вила-Hова-де-Гайя, было ослаблено в 1987 году, она все равно остается центром производства этого благородного напитка, и сегодня жизнь города по-прежнему вращается вокруг выдержки и доставки портвейна. В этом легко убедиться, посмотрев вечером со смотровой площадки у кафедрального собора Порту на противоположный берег реки. Hад погрузившимся во тьму домами, карабкающимися вверх по крутому склону, светится множество вывесок: практически все они – названия компаний, производящих портвейн.

Вдоль набережной Вила-Нова-де-Гая стоят барки-рабелу, груженные бочками. Раньше на них доставлялось вино с Верхней Доуру. Сейчас это лишь приманка для туристов. Лишь раз в год, 24 июня, в день Св. Иоанна, покровителя Порту, они оживают, когда на них устраиваются гонки – соревнования между фирмами-производителями портвейна.

На некоторых домах на набережной можно обратить внимание на отметки, фиксировавшие уровень воды в реке во время наводнений.

Погреба почти всех фирм-производителей портвейна открыты для посещения (небольшая экскурсия с гидом, а затем дегустация). Наиболее полное представление о секретах производства вина дают, вероятно, погреба фирмы «Сандман» («Sandeman»), при которых есть небольшой музей портвейна. В музее рассказывается не только об истории самого вина, но и о бутылках, этикетках, пробках, рекламных плакатах. Стоит также обратить внимание на массивные решетчатые двери у входа в сами хранилища – в случае наводнений их закрывали, и бочки не могло унести в реку.

Лучший и «классический» вид на Порту открывается от монастыря Серра-ду-Пилар (Serra do Pilar). К его ренессансной церкви XVI века с необычным круглым внутренним двориком ведет крутой подъем. Потрясающая панорама Доуру с моста Луиша I и старой части Порту. В городе расположен и весьма любопытный Дом-музей Тейшейры Лопеша и галерея Диогу де Маседу (Rua Teixeira Lopes, 32 09:00-12:30/14:00-17:30, закрыт по воскресеньям, понедельникам и праздникам). В музее выставлены работы скульпторов Тейшейры Лопеша (1866-1942 гг.) и Диогу де Маседу (1889-1959 гг.), а также живопись, фарфор, декоративное и африканское искусство из их коллекций.


Запрос путешествия

Имя *
Телефон *
E-mail *
Количество человек: 
Предполагаемые даты поездки: 
Количество дней: 
Категория отеля: 
Перелет:   нужен
Город вылета: 
Виза:   нужна
Трансфер:   нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю):   нужна
Являюсь постоянным клиентом компании:   да
Согласен на обработку персональных
данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности *
 да
Комментарий:
(дополнительные пожелания,
удобное время и способ связи)
* - поля, обязательные для заполнения
Комментарий посетителя: 
ООО Студия индивидуального отдыха и туризма "Свои Люди".
Логотип 105062, Россия, г. Москва, Лялин переулок, д. 9, стр.1, подъезд 1
Телефон: +7 (495) 660-49-33,

Использование материалов с сайта www.svoiludi.ru только с письменного разрешения компании ООО Студия индивидуального отдыха и туризма "Свои Люди". Политика конфиденциальности
Запросить обратный звонок специалиста
отправить
Запрос путешествия
Да
отправить
Запрос путешествия
Да
отправить